universman (universman) wrote,
universman
universman

Category:

ЗАПИСКИ НЕДОРУФЕРА

Когда я делал первые съёмки с крыши, ещё не знал, что по-английски крыша - roof (произносится, как руф). Не было тогда термина "руфер". Не было и интернета, в который нынче руферы торопятся выложить свои снимки, которые многих должны сводить с ума, по их мысли.

Когда я в первый раз вылез на шиферную крышу нашей пятиэтажки, мне не приходило в голову захватить с собой фотокамеру. Я тогда учился классе в 5-6. В нашей семье фотографировал отец. Своя фотокамера у меня появилась позже. Хотя класса со 2-3 я уже ассестировал отцу по ночам, когда он печатал снимки, завесив окно кухни покрывалом и включив краасные фонари.

Когда мне подарили фотокамеру Смена-8М, я снимал больше на земле. Не догадывался специально забраться повыше и сделать эффектный кадр. Вообще, у меня не было вкуса к фотографированию городского ландшафта. Он кажется почти неизменным, застывшим. Но это не так. Стоит вам начать наблюдение за каким-то местом, вы начнёте отмечать изменения. И за годы они бывают значительными. А иногда местность меняется до неузнаваемости. Это позволяет увидеть сделанный когда-то снимок, ценность которого растёт не так быстро. Чтобы снимок стал интересным, с исторической точки зрения, должны пройти десятилетия. Именно поэтому интересно сейчас заглядывать на сайт pastvu.com , где выкладываются фотографии с датировкой до 2000 года.
Одними из первых моих высотных съёмок были кадры с балкона и из окон нашей квартиры на пятом этаже. Но и тогда я ещё не вошёл во вкус.

Самым интересным высотным кадром мне показался снимок с опоры линий связи, которые мы ставили в деревне в 1985 году. Мне было 17 лет. Я и мой друг Юрка, одногруппник, записались в стройотряд "Связь-85". Нас научили оснащать опоры изоляторами и закреплять наброшенные на них провода. Для этого нужно было на высоту 5-6 метров взбираться по гладкому, пропитанному креозотом, столбу в специальных башмаках с когтями. Сначала пришла идея сфотографировать с высоты деревню. А после мы стали фотографировать друг друга. Дурачились. Вот, как я выглядел тогда.

В 1986 меня призвали в армию. Вот, где я наупражнялся в верхолазанье. От скуки я забирался на верх рампы (погрузо-разгрузочная конструкция на грузовой базе). А после дерзнул залезть по скобам на кирпичную дымовую трубу котельной, которую выстроили рядом с нашей воинской частью. Это была кирпичная труба, похожая на минарет мечети. Совершенно свежая, крепкая. Лезть было нестрашно. В детстве меня научили лазать на дерево. Сказали, что одновременно нужно передвигать только одну конечность, руку или ногу. Не рекомендовали одновременно переносить парой руку и ногу. Так больше шансов сорваться. К сожалению, в нашей секретной части нельзя было свободно таскать везде камеру и фотографировать. Я залез раз на трубу. После повторно залез. Рассказал сослуживцам. Они тоже стали залезать на высоту 20-25 м. Благодарили за идею. В армии в мирное время особых подвигов нет. Хоть так можно проявить "героизм", почувствовать себя смелым воином.

Когда я вернулся из армии в 1988 году, меня уже одолела страсть к фотосъёмке. Я стал искать интересные ракурсы. В те времена, я уже говорил, не было такого термина, как руфер. Хотя руферы уже были. Но в СССР это было больше для себя или для своих. Не было возможности широкого распространения фотографий. Да и режим государственной безопасности не сильно приветствовал несанкционированные съёмки. До первого Сибирского марафона омичи твёрдо знали, что их город, напичканный оборонными предприятиями, имеет статус закрытого или почти закрытого. Поговаривали, что он входит в список десятка первоочередных целей НАТО, на которые направлены межконтинентальные ракеты. Поэтому, любая съёмка с крыши могла считаться дополнительной наводкой для враждебных спецслужб.

В 1985 году был провозглашён курс на гласность. И многое стало открываться. Стали сниматься многие запреты. Стало ослабевать моральное давление. Жители СССР начали чувствовать себя свободнее. Я говорю про своё субъективное ощущение. Всё это привело меня к более свободному поведению и решительности.

В когнце 1980-х я стал ходить по городу и с интересом рассматривать пожарные лестницы, с практической точки зрения. Ведь по ним можно подняться на высоту.

НЕ ПОВТОРЯТЬ! ОПАСНО!

Позже эти лестницы над землёй обрежут или лишат нижних ступенек. А в то время многие лестницы спускались чуть ли не до земли. Удалось забраться по пожарным лестницам на несколько крыш в Омске. Хотя, наверное, безопаснее было бы зайти в подъезд и спокойно дойти до двери или люка входа на чердак и крышу...

Интерес к крышам не стал болезненным увлечением. Я не превратился в безумного руфера, который без крыш не видит смысла в жизни. Я всегда заявлял о своей мечте. В Омске нужно активно создавать смотровые площадки. Может быть, специально для этого строить башни. Можно не башню, а колесо обозрения. Было же когда-то в центре Омска колесо обозрения недалеко от ТЮЗа.

Напомню что делаю различия между смелостью и безбашенностью. Я не трус, но я боюсь. На иную крышу залезешь и от страха немеют руки и ноги. Когда видишь ветхость ржавых ограждений, дырявую жесть или шифер, романтика быстро улетучивается и хочется на помощь вызвать МЧС. Но тогда МЧС ещё не было. Да и мобильные телефоны станут доступны населению лет через 15-20.

Самой важной своей экспедицией на городские крыши я считаю вылазку на ТЭЦ-1. Я боялся, что это строение полностью сравняют с землёй и люди больше не получат тех ракурсов, которые дарит крыша ТЭЦ. В какое-то время разрушение ТЭЦ замерло. Наверное, разобрали то, что планировали разобрать. Это была неохраняемая стройплощадка. Единственной защитой был дырявый забор. И это было мне на руку. Как вы уже понимаете, остановить меня могло только отсутствие лестниц. Я не скалолаз. По вертикальным стенам не взбирался. Но в уцелевшей части строения были нормальные лестничные марши до самого верха. Я с собой взял фотокамеру Зенит-Е. Интрига ещё в том, что для панорамной съёмки, которую я планировал, был нужен штатив. Вы не представляете себе, какой у меня был штатив. Это был деревянный складной треножник, который мне подарил мой дед в комплекте с фотокамерой Москва.

Только повышенный энтузиазм и увлечённость помогали справиться с разными трудностями. Шатив был хлипким и не очень совершенным. Не очень приспособленным для круговой съёмки. Он не был оснащён растяжками для увеличения устойчивости, пузырьковым уровнем для выравнивания горизонтали и вращающейся консоли для свободного поворота камеры. Главное, что давал штатив - неподвижность камеры. При съёмке с рук можно было смазать кадр. И если бы такой кадр выпал из серии, то уже не сложилась панорама.

В конце 1980-х, когда я лазал по крышам, компьютеры ещё не обрабатывали графическую информацию. Не приходилось надеяться на компьютерную помощь в обработке снимков и сборке панорамы. Я фотографировал пейзаж с частичным перекрытием, надеясь склеить отпечатанные фрагменты в длинную линию. Но из-за угловых искажений это не совсем вышло. Получалось лишь подобрать маленькие группы из 2-3 кадров.

Позже я уже сканировал эти бумажные куски панорамы и склеивал в единую линию с помощью компьтерного фоторедактора. Но манипулировать снимками большой чёткости не позволяли мощности доступных компьютеров. Поэтому, до сих пор я пользуюсь панорамой, которую склеил примерно в начале 2000-х. Недавно появилась идея повторно собрать панораму из старых кадров. Единомышленники уже предложили помощь. Ищу исходные кадры. Надеюсь, что увидим панораму в лучшем качестве. А пока предлагаю желающим собрать панораму из кадров снятых с крыши ТЮЗа. В последнее время моя деятельность не связана с компьютерами и нет подходящих ресурсов. Самое главное, что я сделал - когда-то снял кадры и выложил на pastvu.com. Берите, пользуйтесь!

Искренне, ваш universman

Tags: история, омск, фотография
Subscribe

Posts from This Journal “омск” Tag

  • ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

    Разглядывая старые фотографии в публикации Георгия Фролова, я вспомнил одну историю. Тёщин брат работал в строительной компании, которая возводила…

  • СИБИРЬ - НЕ ЧЁРНОЕ МОРЕ

    Зимой в Омске пионы значительно дороже роз. Хотя летом местные пионы могут быть и дешевле привозных роз. Сто лет назад в Омске летом даже пионы были…

  • ОЗЕЛЕНЕНИЕ ОМСКА, СТИХИЙНОЕ И ОСМЫСЛЕННОЕ

    Как вы отличаете регулярный парк от леса? В лесу растения живут своей жизнью. А в регулярном парке растения больше напоминают дрессированных зверей.…

  • СТЕПНОЙ ГОРОД ОМСК

    Что можно увидеть на аэрофотографии центра Омска времён Колчака? На сайте исторических фотографий есть любопытный фотодокумент (…

  • В ОМСКОМ ТЮЗЕ РЕМОНТ

    В молодости я плохо знал историю Омска. Это было ужасно. Город был живым, развивающимся организмом. Активно трансформировался. Но никто не вёл…

  • ОМСК 23 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА

    Я вышел из дому в 13 часов с минутами. Т.к. живу недалеко от центра, решил пешком дойти до Ленинградской площади. Дошёл до Соборной площади. Всё…

  • Я ПОСМОТРЕЛ СЕРЕБРЯНЫЕ КОНЬКИ

    В субботу я отработал рабочую смену за городом. Вернулся в Омск ближе к 19 часам. Раньше я удивлялся, для кого в кинотеатрах сеансы устраивают в…

  • В каком Омске жил каторжник Достоевский

    Иосиф Белов "Путевые заметки и впечатления по Западной Сибири". Москва, 1852 ( Часть 4/4 . Предисловие и начало книги - в первой…

  • В каком Омске жил каторжник Достоевский

    Иосиф Белов "Путевые заметки и впечатления по Западной Сибири". Москва, 1852 ( Часть 3/4 . Предисловие и начало книги - в первой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment